Судовая гидравлика
Современные суда в большинстве своем оснащены гидравлическими рулевыми машинами. В соответствии с международной конвенцией по охране жизни на море, ГРМ должна обеспечивать перекладку руля на полном ходу с борта 35 на борт 30. При этом на судах вместимостью более 100 тонн гидравлическая рулевая машина должна иметь две пары цилиндров, а на других судах допускается использование одной пары.
Преимущества гидравлических рулевых машин в высоком КПД и возможности получения больших крутящих моментов. Кроме того ГРМ долговечны и позволяют быстро и бесшумно изменять скорость судна.
Судовая гидравлика, как правило, состоит из следующих узлов:
- Гидравлический рулевой привод. Силовое устройство, передающее крутящий момент от рулевой машины к баллеру. По правилам морское судно должно быть оснащено тремя приводами, независимыми друг от друга. Гидравлические рулевые приводы могут быть плунжерными, поршневыми, лопастными и винтовыми. Плунжерный насос может работать в жестких условиях, развивает большой напор в трубопроводе. На судах чаще всего используется поршневой насос. Он обладает высокой кинематикой и может нагнетать рабочую жидкость под большим давлением. Лопастный насос применяется в разных областях пневматики. Винтовые насосы предназначены для перекачивания как чистых,так и загрязненных жидкостей.
- Насосный агрегат. Предназначен для питания ГРМ рабочей жидкостью. Основные параметры при выборе насоса это КПД, частота вращения, подача, напор и мощность. Насосы бывают вихревые, осевые и струйные. Особая конструкция вихревых насосов позволяет перекачивать жидкость под большим давлением. Используются только для перемещения чистой жидкости. В осевых насосах движение жидкости происходит вдоль оси, а значит у них высокий КПД. Струйный насос отличается простой конструкцией, которая почти не требует ремонта, но обладает низким КПД.
- Система управления насосами переменной передачи. Напряжение на щит питания подается сразу двумя фидерами, один из которых резервный.
- Система трубопроводов питания.
- Предохранительные клапаны.
- Компенсаторы динамических нагрузок.
- Ограничители мощности.